English

Специальный проект

Ира Корина

Художник, скульптор, театральный художник.

Родилась в 1977 в Москве. Окончила факультет сценографии Российской академии театрального искусства (ГИТИС), курс актуального искусства «Новые художественные стратегии» Института проблем современного искусства и Центра современного искусства Дж. Сороса (2000). Училась в Valand Academy of Fine Arts в Гётеборге (Швеция) и в Академии искусств Вены (Австрия, Kunstakademie, 2005). Активно выставляется с 2000 года. В 2006 и 2009 годах становилась лауреатом российской ежегодной профессиональной премии в области современного искусства «Соратник». Лауреат государственной премии в области современного искусства «Инновация» (2008, 2010). Живет и работает в Москве.

Художнику почти невозможно по нынешним временам не быть литературным и не впасть при этом в дизайн. Порвав со словом, он рискует стать презренным декоратором и прикладником, чье дело обслуживать стены и заполнять пустоты. Ирина Корина — одна из немногих (особенно если речь о «молодых»), кому удается существовать вне всякого нарратива, при этом сохраняя приличную актуальному искусству критическую направленность. Внешний текст в ее случае настолько неважен, что большой выставке не нашлось более затейливого названия, чем просто «Инсталляции». Это они и есть, но при полном отсутствии комментариев у многих возникают жалобы на «непонятность» художницы. Зря — Корина самый настоящий реалист: в ее работах нет ничего, что нельзя было бы встретить на улице, источник ее вдохновений — действительность. Далее...

Местной традиции свойственно осмыслять современность через язык, через повествование и шутку, через игру символов, или уходить в глухую абстракцию, тогда как все окружающее в своей осязаемости, с весом, цветом и фактурой, простаивает без дела, невостребованное. Последний, кто до Кориной интересовался вещественной поверхностью бытия в России, был, возможно, Павел Федотов, который отказывался приступать к картине «Вдовушка», не научившись сначала безупречно писать красное дерево. Кориной писать ничего не нужно, можно просто съездить на строительный рынок и закупить злободневной расцветки самоклеющихся пленок и ламината. Правда, немного федотовского перфекционизма для достижения нужных эффектов ей не повредит: невнятность части вещей происходит, возможно, от нетщательности исполнения. Как профессиональный сценограф (художница окончила факультет сценографии ГИТИСа) она порой работает так размашисто, что инсталляции действительно напоминают декорации — издали чаруют воображение, а подойдешь поближе — увидишь наскоро сколоченную груду мусора. Например, «Позитивные вибрации», где зритель как будто находит военный бункер в темном лесу, обходит его и заглядывает в горящее окно, но находит там непонятное — то ли незаконченный театральный задник, то ли еще что-то, и весь саспенс идет насмарку. Другие вещи удачнее, особенно те, где использованы индустриально созданные текстуры, целые среды выхвачены из жизни и скомбинированы по-новому: Urangst с глухой стеной железных рифленых гаражей и качающимся полом; «Камуфляж» — комната, оклеенная обоями с отливом, и на их фоне две «челночные» сумки, клетчатая и леопардовая; «Ночной тариф», московская хай-тек избушка с вышедшими из-под контроля клеенчатыми потрохами."
Александра Новоженова
текст полностью

2011 Лауреат государственной премии в области современного искусства ИННОВАЦИЯ в номинации «Новая генерация», Москва
2009 Лауреат российской ежегодной профессиональной премии в области современного искусства «Соратник»
2008 Лауреат государственной премии в области современного искусства ИННОВАЦИЯ в номинации «Новая генерация», Москва
2006 Лауреат российской ежегодной профессиональной премии в области современного искусства «Соратник»
1999 Лауреат театральной премии «Дебют» за костюмы и декорации к мхатовскому спектаклю «Сон в летнюю ночь»

Избранные выставки:

2011
Инновация. Групповая выставка. Государственный Центр Современного Искусства, Москва
"Svoboda". Spazio Carbonesi, Болонья, Италия
"Показательный процесс". XL Галерея, Москва

2010
"Рабочие и философы". Групповая выставка. Московской школе управления "Сколково", Москва
"Футурология". Групповая выставка. Центр современной культуры "Гараж", Москва

2009
"Победа над будущим". Групповая выставка. Венецианская биеннале, Павильон России, Венеция, Италия
"Инсталляции". Персональная выставка. Музей Фолькванг, Эссен, Германия
"Ирина Корина. Инсталляции". Персональная выставка. Московский музей современного искусства, Москва
"Не игрушка". Групповая выставка. ГТГ на Крымском валу, Москва
"Новая старая холодная война". Групповая выставка. Фабрика "Красный октябрь", Москва
Х Балтийская триенналле современного искусства. Групповая выставка. Центр Современного Искусства, Вильнюс, Литва
"Really?" Групповая выставка. ArtPlay, Москва

2008
"Русское бедное". Групповая выставка. Речной вокзал, Пермь
"Невидимое различие: Жанна Кадырова, Диана Мачулина, Ира Корина". Групповая выставка. ArtStrelka Projects, Москва

2006
":)). Позитивные вибрации". Персональная выставка. XL Галерея, Москва
"Top Model". Персональная выставка. Фонд "Современный Город", Москва

2005
"White goods". Фестиваль Europalia. Брюссель, Бельгия
"Станционный смотритель". XL Галерея, Москва
1-ая Московская биеннале современного искусства. Музей Ленина, Москва
"Angels of History". MUHKA, Антверпен, Бельгия

2004
"Назад в будущее". XL Галерея, Москва

2003
"Horizons of Reality". MUHKA, Антверпен, Бельгия
"Urangst". XL Галерея, Москва

2002
Фотобиеннале. Манеж Москва

2001
"Камуфляж". XL Галерея, Москва
"Dream team". XL Галерея, Москва
"ABC-deadline" (ABCgroup). Улица ОГИ, Москва
"Корина - всегда свежие воспоминания - объект" (Партнёрство ради искусства, Русско-шведский проект). Арт-Москва
"Korina. Art Adviser" (видеоинсталяция и перформанс). ABC (Art Bussiness Consulting), Улица ОГИ, Москва

2000
"29 трансформаций". Персональная выставка. XL Галерея, Москва
"Deja vu". Фотобиеннале, ЦДХ, Москва
"Виниловые кости короля рок-н-ролла". XL Галерея, Москва
"Красная Москва, Тема: Москва". Институт Современного Искусства, Москва
"Последнее поколение". Галерея Spider and mouse, Москва
"Valand Spring Exhibition". Valand Academy of Fine Arts, Гетеборг, Швеция

Резиденция:

2000
Valand Academy of Fine Arts, Летняя школа Out/In the cold. Гётеборг, Швеция


52_bazafacekorina-mxl133.jpg

Фонтан. 2009. Инсталляция. Представлена на 53-й Венецианской биеннале в павильоне России, выставка "Победа над будущим".

Колонна

2009. Инсталляция. Смешанная техника: челночные сумки, дерево, металл, поролон, пластик, электрические лампы, скотч, МДФ панели. 650х150х200см. Представлена на выставке "Рабочие и философы" в Московской школе управления "Сколково".

Когда деревья были большими. 2010. Инсталляция, смешанная техника: пни с корнями, металл, железо, электрические лампы, провода, пластиковые бутылки с водой. Представлена в музее MAC/VAL, Париж, Франция.

Роща

2010. 5 объектов, смешанная техника: металл, бумага, ветки, соляные камни, пни, лампы, пластик. Представлена на выставке "Футурология" в Центре современной культуры "Гараж".

Назад в будущее. 2009. Внутри инсталляции. Смешанная техника. Представлена в XL Галерее.

Сначала зритель попадает в белый, вымощенный каким-то футуристическим пластиком коридор, напоминающий интерьеры космических станций из научной фантастики 1960-х. А пройдя этот тоннель, внезапно оказывается в крошечном подвальчике, бутафорские стены не доходят до потолка. Там за ними просматриваются монументальные мозаики в стиле брежневской эпохи. На фоне тусклых кафельных радуг тянутся ввысь громоздкие советские высотки 1970-х. Космонавты в шлемах с надписью "СССР" приветственно машут руками в скафандровых рукавицах и зовут в будущее — в так и не наступивший, давно просроченный коммунистически-энтээровский рай.

Показательный процесс. 2010. Инсталляция. Смешанная техника: пластилин, металл. Размер клетки 3 м в высоту и 2 м в ширину. Работа номинирована на государственную премию в области современного искусства "ИННОВАЦИЯ" в номинации «Новая генерация».

Этот проект связан с ощущением свободы и преодолением преград, решеток и прочих ограничений, которые нам встречаются в жизни, но не посредством жестких революционных действий, а благодаря тому, что у материала совершенно другие свойства. Это такая аморфная победа. То есть победа за счет другой структуры.