English

Специальный проект

ВНЕДРЕНИЕ

Проект ВНЕДРЕНИЕ представляет результаты взаимодействия художников и сотрудников отдела нейронаук НБИК –центра Курчатовского института. Их встречи проходили в лабораториях отдела нейронаук центра и в LABORATORIA Art&Science Space.

Тема, вокруг которой строилась дискуссия – современные исследования мозга: понимание высшей нервной деятельности, поведения, процессов мышления, памяти. Эти вопросы актуальны для ученых и для художников. Необходимыми условиями для включения произведений в проект стало их соответствие критериям «адекватного ведения» научно-художественного диалога:

•понимание актуальной научной проблематики;
•открытость к сотрудничеству с учеными;
•выразительность художественной формы.

14 июня 2011 года участники проекта, а также приглашенные эксперты приняли участие в междисциплинарной дискуссии, во время которой ученые прокомментировали представленные художниками идеи. В результате этих дискуссий, а также в процессе реализации некоторые проекты претерпели значительные изменения. Можно утверждать, что авторами работ стали как отдельные художники, так и творческие коллективы художников и ученых. Документация дискуссии легла в основу ключевого проекта выставки – многоканальной видео-инсталляции, на семи экранах которой демонстрируются значимые эпизоды июньской встречи художников с учеными.

Анализ итогов эксперимента позволяет разделить произведения на три группы. В первой группе художники (Ира Корина, Валя Фетисов, Ростан Тавасиев) действовали в рамках апробированной схемы научного эксперимента и смогли создать особые условия, актуальность которых позволила расширить рамки уже известного научного исследования.

Вторая группа – это «смелые предложения», которые еще не имеют подтвержденной научной актуальности (в первую очередь по причине масштабной и парадоксальной постановки проблемы). Эту группу представляют работы Сергея Шутова, Натальи Зинцовой, Максима Ксюты.

В третьей группе оказались проекты (Андрея Кузькина, Дмитрия Теселкина, Юрия Альберта, Аркадия Насонова), в которых высказывается критика самой возможности взаимодействия между художественным и научным сознанием, констатация непреодолимости языкового барьера, разрыва между массовыми, научными и культурными ценностями.

Исследования мозга художниками в контексте этого проекта не просто очередной временный набег на научную территорию, но эксперимент в котором формируется изначальное условие - компромисс (необходимость услышать другого) трансформируется в новое качество - актуальность художественного выражения в его синхронизации с современной наукой.

Дарья Пархоменко

Художники на встрече с учеными в Лаборатории Отдела Нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", 2011

Курчатовский центр конвергентных технологий (НБИК Центр) создан для разработки инновационных технологий на стыке нано-, био- , инфо- и когнитивных наук. Научным партнером в проекте ВНЕДРЕНИЕ является отдел Нейронаук центра. Задачи отдела - раскрытие алгоритмов переработки информации, обучения и контроля поведения в естественных и гибридных нейронных системах с целью создания на их основе новых бионических технологий.

В отделе ведутся передовые исследования. Работающие здесь ученые одними из первых в мире смогли создать установку для сканирования целого мозга мыши с клеточным разрешением. Технология, получившая название «Прозрачный мозг», позволяет сделать мозг животного оптически прозрачным и, сканируя его плоским лучом лазера, зарегистрировать активацию флуоресцентных маркеров по всему объему. При помощи этой технологии можно буквально «остановить мысль» - увидеть, какие именно нервные клетки приняли участие в процессе обучения. Проект «Прозрачный мозг» вносит существенный вклад в активно развивающееся направление нейронауки под названием коннектомика, которое занимается детальной реконструкцией структуры и молекулярных процессов, протекающих в мозге.

В современной научной деятельности все больше практикуется создание творческих пространств, вовлекающих как ученых, так и художников. Участие в подобных проектах помогает ученым осознать место их исследований в жизни общества. Художественное переосмысление научных результатов может позволить ученому взглянуть на свою область с другого ракурса и в другом масштабе. Такая смена перспективы – стимул к развитию научной мысли, а также возможность понять ранее невидимую связь явлений.

Михаил Бурцев