English

Специальный проект

Ольга Сварник

Начальник лаборатории системной нейрофизиологии и нейрокогнитивных интерфейсов НБИК-центра РНЦ «Курчатовский институт», научный сотрудник лаборатории системной психофизиологии им. В.Б. Швыркова Института психологии РАН, кандидат психологических наук.

Родилась в 1974 году. Окончила Southern Oregon University (США, 1996) со степенью бакалавра психологии и Республиканский центр гуманитарного образования (Университет, 1998). Преподает на Кафедре общей психологии в в Институте психоанализа.

Область научных интересов:
- нейрофизиологические основы психических процессов и явлений: обучения и памяти, сознания, мышления, интеллекта и др.

Награды и достижения:

2011 - Входит в коллектив научной школы «Системная психофизиология», финансируемой Советом по грантам Президента РФ для поддержки ведущих научных школ России;
2008 - лауреат конкурса «Выдающиеся учёные. Кандидаты и доктора наук РАН», финансируемого Фондом содействия отечественной науке;
2008 - Лауреат конкурса грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российский ученых - кандидатов наук;
2005 - Лауреат конкурса грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российский ученых - кандидатов наук;
2001 - Лауреат программы поддержки молодых ученых, финансируемой РФФИ.

Далее...

Избранные публикации:

- Александров Ю.И., Сварник О.Е. (2009) Принцип отбора в развитии индивида. В Когнитивные исследования: Проблема развития. Вып. 3. М.: Издательство «Институт психологии РАН». 2009. С. 77-100;
- От заката до рассвета. Троицкий вариант: Наука, 8(27), 28 апреля 2009, 12-13, прочитать полностью
- O. E. Svarnik, Yu. I. Alexandrov, V. V. Gavrilov, Yu. V. Grinchenko, and K. V. Anokhin. (2005) Fos expression and task-related neuronal activity in rat cerebral cortex after instrumental learning. Neuroscience, 136, 33-42;
- O.E. Svarnik, K.V. Anokhin, and Yu.I. Aleksandrov (2003) Distribution of behaviorally specialized neurons and expression of transcription factor c-Fos in the rat cerebral cortex during learning. Neuroscience and Behavioral Physiology, vol. 33, No. 2, pp. 139-142;
- О.Е. Сварник, К.В. Анохин, Ю.И. Александров (2001) Распределение поведенчески специализированных нейронов и экспрессия транскрипционного фактора c-Fos в коре головного мозга крыс при научении. Журнал Высшей нервной деятельности, т. 51, № 6, стр. 758-761.

Избранные лекции:

2010
"В поисках нейрофизиологических основ психики" в цикле семинаров по актуальным вопросам нейробиологии, нейроинформатики и когнитивных исследований, организатор НИЯУ МИФИ

Мини-лекция Ольги Сварник "Между крысой и человеком - искусство в пользу докторской диссертации", финисаж выставки ВНЕДРЕНИЕ, 5 ноября 2011:


36_img1274s.jpg

Мозг – не компьютер

Головной мозг часто сравнивают с компьютером, в котором выделяют блоки, отвечающие за определённые функции. Несмотря на популярность и распространённость этой метафоры, от неё следует отказаться, чтобы продвинуться в изучении принципов работы мозга, считает научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Сварник.

На иллюстрации: схема строения нейрона.

Читать статью

От заката до рассвета

За последние десятилетия было проведено огромное количество экспериментов, демонстрирующих, что сон способствует улучшению памяти.

На иллюстрации: активность нашего мозга. Сон «очищает» и реорганизует память. После сна (слева) в мозге мухи гораздо меньше синапсов, чем после вынужденного бодрствования (справа) (рис. из обсуждаемой статьи в Science)

Читать статью

Российские ученые сделали мозг "прозрачным"

Российские ученые разработали методы, которые позволяют в "прямом эфире" наблюдать, как работают клетки головного мозга в процессе обучения и запоминания новой информации.

Смотреть видео

Лекция "Между крысой и человеком - искусство в пользу докторской диссертации"

"У меня нет возможности посадить голых профессоров психологии в комнату, чтобы они нажимали на рычаг, поэтому я работаю с крысами..."

Смотреть видео