РУС / ENG
LAB EXPO
 

Экспериментальное подтверждение гипотезы о трансфизическом характере воздействия произведений изобразительного искусства на ноосферу. Хлеб и Вино, и Мать-Сыра-Земля

24 сентября — 21 октября, 2008 года

УЧАСТНИК
ГОР ЧАХАЛ

КУРАТОР
Дарья ПАРХОМЕНКО

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

Центр Современного Искусства  ВИНЗАВОД, Цех Красного

 

Можно говорить о том, что сейчас, как и в начале XX века, многие мыслители, ощущая кризис современности, обращаются к Богоискательству. Их попытки синтеза науки и религии часто имеют мистический характер, в результате оказывающийся неприемлемым ни для традиционной религиозности, ни для классической науки.


Гор Чахал один из тех художников, кто резонирует в этом сложном комплексе между религиозным мистицизмом и научным познанием. В его творчестве форма произведения искусства полностью подчинена выражению смысловой сущности, где первостепенным оказывается искание подлинного, настоящего - «не того чем мир меняется, а чем он постоянен». Так Гор решает не только художественные задачи - им движет пафос создания нового человека. Художник выбирает тонкие энергии, которые являются как объектом, так и средством воздействия на физический и трансфизический мир.

 

По Даниилу Андрееву понятие «трансфизического» определяется как отличное от физического, относящееся ко всем мирам, существующим в других потоках времени и других системах пространственных координат. Так любое значительное событие или явление имеет свой прообраз в Тонком плане, поэтому история с эзотерической точки зрения представляет собой проекцию на физический план этого прообраза.

 

Согласно Платону идеи существуют независимо от явлений природы и вещей. Синтез идеального и тончайшей материи, которая находится в постоянном становлении и самооформлении, порождает весь предметный мир. Так и у Гора произведение искусства является не просто культурным артефактом, но, прежде всего, проводником в мир сакрального.

 

Можно сказать, что современное искусство, как религия и наука, исследуют бытие: художник выявляет в нем закономерности, опредмечивая материю. Эстетическая установка Гора основывается на том, что созерцание работы художника суть активная духовная практика самого реципиента, актуализирующая мир идей. Само произведение искусства, таким образом, уходит от функций простого артефакта, расширяя горизонты вещественного мира, оно формирует вокруг себя универсум трансфизической коммуникации.

 

В проекте «Экспериментальное подтверждение гипотезы о трансфизическом характере воздействия произведений изобразительного искусства на ноосферу. Хлеб и Вино и Мать-Сыра-Земля» Гор сближает объективное исследование и энергию художественной идеи. Можно вспомнить утверждения Эйнштейна о том, что чисто математическое построение позволяет найти те понятия и те закономерные связи, которые дают ключ к пониманию природы.

 

Модернистский пафос синкретизма науки, искусства и религии у Гора сочетается с формированием новой ценностной иерархии, а также с иронией в адрес «обытовления» церкви, «обобществления» искусства, «прагматизации» науки. Для доказательства своей гипотезы о «трансфизическом воздействии произведения искусства на ноосферу» художник, используя научный метод, обращается к священным религиозным символам земли, хлеба и вина.

 

Гор как шаман заходит на территорию науки, хотя считает, что она еще не готова «говорить на одном языке» с искусством, но может помочь ему своим инструментарием. Он не растворяется на чужой территории, а только на время, со всей аккуратностью и свойственным ему усердием, составляет подробный протокол эксперимента, используя научный язык. Он оперирует такими понятиями как подобие, равенство, рисует длины векторов, подробно описывая эмпирические данные опыта.

 

В стерильной атмосфере лаборатории в камеру электронного микроскопа для проведения фотосъемки поочередно помещались земля, хлеб и вино. Для того, чтобы выявить влияние работ художника на выбранные субстанции, его произведения устанавливали в камеру. В результате, после повторной серии фотосъемок с учетом систематической ошибки, художник с помощью научного консультанта констатировал изменение движения частиц земли и хлеба. Так подтверждается авторская гипотеза художника.

 

Как ученый Хофман восхищался окраской бабочек и цветов с научной точки зрения, так и Гор находит доказательства своей ненаучной гипотезы в пределах классического научного исследования. Настоящее оно или эти описания скорее внешне могут выполнять функцию методологического приложения, лишь некоторой интерпретации сюжета, образа, который он хочет транслировать? Апория снимается ироническим жестом художника, ведь в отличие от науки, где эксперимент является средством достижения истины, в современном искусстве он может быть самоцелью.

 

Двоякость успеха эксперимента очевидна, с одной стороны он фатально успешен в поле искусства, с другой, имеет неоднозначные оценки в науке. Процесс исследования чрезвычайно важен для Гора. Перформативная религиозность художника превращает научный эксперимент в своеобразный ритуал. Мистический характер точно воспроизводимых процедур прямо влияет на результат исследования и на сам процесс. Здесь каждый шаг и каждое действие, так же как и его фиксация, являются частью универсального сакрального. Так, художественно-научное исследование выходит за рамки простого сбора и обработки эмпирических данных, становясь священнодействием.

 

Дарья ПАРХОМЕНКО


ПРЕССА О ВЫСТАВКЕ

 
LABORATORIA Art&Science Space Москва, пер. Обуха, 3 тел.: +7 495 222 22 11 e-mail: info.laboratoria@gmail.com
дизайн  — Наталья Зинцова верстка — студия дизайна и интернет сервиса МНЕНИЕ Все права защищены