РУС / ENG
LAB EXPO
 

DAEMONS IN THE MACHINE

5 октября — 11 ноября, 2018 года

КУРАТОР

Дарья Пархоменко


ХУДОЖНИКИ

Мемо Актен (Великобритания)

Дмитрий Каварга (Россия)

Егор Крафт (Россия)

творческое объединение «Куда бегут собаки» (Россия)

Джон Маккормак (Австралия)

Эрик Матрай (Венгрия)

Елена Никоноле (Россия)

Томас Фойерштайн (Австрия)

Жюстин Эмар (Франция)

:: vtol :: (Россия)

 

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

ММОМА Петровка 25

 

 

Московский музей современного искусства и Laboratoria Art&Science Foundation представляют выставку Daemons in the Machine. 

 

 

Daemons in the machine

 

«Любая достаточно развитая технология

неотличима от магии»

Артур Кларк

 

Каждому времени свои демоны: своевольные древнегреческие «даймоны»-вдохновители, духи, ангелы и бесы монотеистических религий, искусственные интеллекты ближайшего будущего. Теперь «демоны» (daemons) это также и рутинные процессы операционных систем.

 

Сегодня наше магическое мышление обращено на цифровые процессы, которые стали «второйприродой» человека: мы одушевляем их, населяем их сверхожиданиями и сверхстрахами, пытаемся описать при помощи новых мифов. Художники ищут язык, на котором можно «заговорить» новых демонов или заговорить с ними на языке машин, нейросетей и электросхем.

 

Рози Брайдотти, одна из главных теоретиков постгуманизма, считает, что зое (zoé), витальная жизненная сила, присуща как человеку, так и другим видам материи, в том числе техническим объектам. ИИ оказывается постгуманистическим субъектом, состоящим из механических и цифровых элементов.

 

Философ Алексей Гринбаум указывает на сходство между интеллектуальными системами современного мира и иудейскими ангелами, автономными сущностями, служащими заранее заявленной цели. Будут ли искусственные нейронные сети так же служить современному обществу, как ангелы Богу? Невидимые, призрачные и все более автономные сущности —технологические слуги современного общества, обеспечивающие его бесперебойное функционирование. Они объединяют в себе аспекты мифа, политики, науки итехнологии. Даймоны-советники древних греков становятся полуавтономными рабочими, стражами и наблюдателями современного мира.

 

Появление разумного демона —сильного искусственного интеллекта (ИИ) — еще впереди. Возможно, это такой же мифический объект, как и разрешающий все проблемы мироздания «Мозг Эйнштейна» в интерпретации Ролана Барта. Миф о машинном интеллекте увлекает и ученых, и актуальных художников, ведь появление сильного ИИ будет означать не только изменение повседневной жизни, но и фундаментальную трансформацию самого понятия о человеке, творчестве и сознании.

 

Если сильный искусственный интеллект возможен, то сможем ли мы понять, что мы уже находимся в «дивном новом мире», или же к моменту технологической сингулярности настолько сольемся со второй природой, что будем уже неотделимы от ее эволюции?

 

Новая технологическая революция может оказаться самой радикальной в истории человечества, и поэтому Фонд Laboratoria Art & Science к своему десятилетию создал выставку, посвященную художественному осмыслению ИИ. Большая часть представленных проектов произведена специально для выставки в условиях тесного сотрудничества художников, ученых и инженеров.

 

Участники выставки делают современных демонов своими инструментами, осмысляют, подвергают критике, обучают их, ведут с ними диалог. Система искусственного интеллекта становится новой художественной формой. Можно выделить три основных метода, используемых художниками:

 

1.   Мифологизация.

Томас Фойерштайн, «Куда бегут собаки», Елена Никоноле и Эрик Матрай создают новые мифологии. Томас Фойерштайни «Куда бегут собаки» реактуализируют «Бесов» Ф. М. Достоевского и «Божественную комедию» Данте Алигьери, перенося их в мир наступившей технологической сингулярности, и разворачивают перед нами монументальные картины возможного будущего. Елена Никоноле обращается к древнегреческому театральному образу Deus ex machina: нейронная сеть становится автором нового cвященного текста, который проникает в мир через микрофоны камер слежения и подключенные к интернету принтеры.

 

2.     Техноценоз.

Дмитрий Каварга, Джон Маккормак и ::vtol:: создают техноценозы — автономные сообщества интеллектуальных систем. Их произведения живут в своем собственном мире, присутствие человека в котором оказывается необязательным. «Поглотитель концептов» Дмитрия Каварги превращает философские тексты в абстрактные рисунки, роботы-рисовальщики Джона Маккормака строят свою экосистему и пытаются договориться друг с другом, чтобы вместе выжить, а ::vtol:: представляет кибермаму, озабоченную выживанием своих подопечных — игрушек тамагочи.

 

3.     Автоэволюция.

Центральной темой третьей группы произведений Memo Akten, Егора Крафта и Жюстин Эмар становится исследование роботами окружающего мира ипостепенное самоусложнение их поведения. Они живут вместе с нами: пытаются узнать и запомнить посетителей выставки, изобретают причудливые замены утраченным фрагментам древнегреческих статуй, учатся танцу и человеческой речи.

 

Раздел Art & Science Incubator погружает в процесс сотрудничества ученого и художника. Вы попадаете внутрь рабочего процесса Laboratoria Art & Science и можете познакомиться с нашей методологией. Вы увидите видеодокументации встреч и дискуссий ученых и художников, конференции, проведенной в ходе подготовки выставки, а также видеоэкскурсии по предыдущим проектам. Здесь можно заглянуть за кулисы работы инженеров и увидеть программы, которые вдохнули кибер-жизнь в произведения выставки. Вы встретитесь c проводящими свои исследования студентами «Свободных мастерских» MMOMA и сможете поучаствовать в играх и квестах, иллюстрирующих концепцию искусственного интеллекта и работу нейронных сетей.

 

С самого рождения мы оказываемся включены не только в мир живого, но и в мир машин — глобальный техноценоз современности. Художники рефлексируют эту ситуацию и создают новые мифы. Они говорят с посетителями на языке «технэ» – объединения технологии и искусства. Вместе с единством творчества рождается и единство мира. Человек перестаёт быть «мерой всех вещей». У машин появляется  своя мера – демоны, в которой они постепенно обретают автономию, а искусство провоцирует диалог между биологическими и технологическими субъектами.

 

Дарья Пархоменко

 

 



 

 

Партнер: 

 

 

При поддержке:

       п1

 

Научные партнеры:

                 

 

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

 
LABORATORIA Art&Science Space Москва, пер. Обуха, 3 тел.: +7 495 222 22 11 e-mail: info.laboratoria@gmail.com
дизайн  — Наталья Зинцова верстка — студия дизайна и интернет сервиса МНЕНИЕ Все права защищены