РУС / ENG
LAB CLUB
 
no flash


МАСТЕРСКАЯ 1  К ПРОЕКТУ  "LABORATORIA. ОПЫТ 1"

15.12.2007

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

Центр Материаловедения и Металлургии, МИСиС, Ленинский проспект 4

 

ОРГАНИЗАТОР

LABORATORIA Art&Science Space

 

МОДЕРАТОР

Дарья ПАРХОМЕНКО, директор/куратор LABORATORIA Art&Science Space

 

УЧАСТНИКИ

Лев ТРУСОВ, доктор технических наук, профессор, генеральный директор ассоциации делового сотрудничества в области передовых комплексных технологий «Аспект»

Виктор МАЛЬЦЕВ, кандидат технических наук, главный специалист РНЦ «Курчатовский институт»
Юрий ПАРХОМЕНКО, доктор физико-математических наук, профессор
Сергей ИВАНОВ, глава московского представительства Interactive Corporation

Сергей ПСАХЬЕ,  президент томского отделения Академии наук РФ, академик

Игорь ГОНТАРЬ, нaучный сотрудник центра «Материаловедение и металургия»

Хаим СОКОЛ, художник  
Арсений ЖИЛЯЕВ, художник  
Игорь БИТМАН, художник  
Дарья БУЮН, художник  
Диана МАЧУЛИНА, художник  
Наталья ЗИНЦОВА, художник  
Роман САКИН, художник

Максим КРЕКОТНЕВ, культуролог, арт-критик

Мария СУМНИНА, художник
Михаил ЛЕЙКИН, художник

 

ВЫДЕРЖКИ ИЗ СТЕНОГРАММЫ


Роман САКИН

Что все-таки такое наноуровень?

Виктор МАЛЬЦЕВ


Возьмём с вами кубик Рубика с определенной твердостью, с определенной формой, с определенным цветом. Состоит из 27 кубиков. Уменьшаем и каждый делаем из 27. Свойства его никак не изменяться. После мы возьмем и из уменьшенного кубика сделаем еще один кубик Рубика с 27 кубиками. После будем всё уменьшать, уменьшать, уменьшать… и дойдем до размера нанометра (нанометр – тысячная доля микрона). Волос, для примера - 1 микрон. И вот когда мы дойдем до квадратика размером один нанометр и построим из него кубик, свойства у него будут совершенно иные от исходного. Не просто уменьшение, не просто измельчение. Измельчаем, измельчаем, измельчаем. Твердость у этого кубика будет абсолютно иная. Молотком, условно, разбить его уже не сможем. Цветность, которая зависит от длины поглощающей волны, стала другая. Измеряем электропроводность - был из полимера сделан, ток проводил, а тут не проводит. При переходе на наноразмер резко изменяются свойства. Вот собственно то, в чём заключается изюминка. Не просто измельчить объект, а после построить из него что-то. Измельчение несет колоссальное изменение свойств. Когда вы переходите на маленький размер, на наноуровень, рассматриваете электрон, у которого есть ядро, бросаете его об стену, он должен отскочить, а он проваливается. Законы классической механики на квантовом, атомарном уровне не действуют. Вот эти изменения законов и приводят к изменению свойств. Вот основная идея. Переход вещества на атомарный уровень приводит к непредсказуемому, внезапному изменению свойств.


Юрий  ПАРХОМЕНКО
 


Данный центр называют «центром коллективного пользования». Это центр материаловедения. Всё оборудование дорогостоящее, но нужны высококлассные специалисты, получающие результаты, а, главное, интерпретирующие их. На таком оборудовании работают кандидаты наук, доктора наук высокого уровня. Это не то же самое, что научится ездить на одном автомобиле, допустим на отечественном, а после сесть на другой, на Мерседес. Для каждого прибора есть свой специалист. Уровень науки такой, что создание новых материалов, приборов требует исследований на атомном уровне, такого разрешения. Это наноразрешение. И создание новых технологий, особенно нанотехнологий невозможно без вот такой аналитической базы.


Хаим СОКОЛ

 
А сам микроскоп как смотрит? Микроскоп – продолжение моего глаза, а здесь трубки, аппараты, выходит на поверхность. Говорите конус, мне трудно это представить.
Как изображение видят на этом микроскопе? Поверить в реальность наночастиц заставляют только ваши слова, все исследования, впечатляющее оборудование, но для меня, человека несведущего, не компетентного, это только умозрительные образы, в которые я должен поверить. Когда я смотрю в микроскоп обычный, то я вижу, это продолжение моего глаза, здесь это не продолжение моего глаза, здесь это замкнутая система какого-то прибора и компьютера, который нам выдает конус. Насколько я могу быть уверенным, что это действительно конус? Или это какая-нибудь фигура, которой в человеческом языке и сознании нет, и которую мы называем конусом?

 

Юрий  ПАРХОМЕНКО


Нет, на самом деле это конус, который реально отвечают нашему сознанию. Но формируется он несколько иначе. Здесь есть электронно – оптические преобразования, которые преобразуют электронную картинку, близкую к нам, в оптическую. Примитивно вот как.

 

 

Лев ТРУСОВ


Вы совсем запутали ребят. Можно я скажу? Вот сидите в очках, многие. Снимите и увидите другой мир. Есть очки, которые позволяют видеть в инфракрасном свете. От этого сам объект не меняется, просто мы видим в очень узком диапазоне. А использование различных приборов просто расширяет этот спектр. Трансформирует в нам привычный. Мы видим это.
Вот мы перешли к философии, так как вопрос был философским на самом деле. И очень хороший вопрос. Насколько человек совершенный инструмент, и всё ли мы можем воспринимать через органы чувств? Вот эта тема и сама постановка была актуальна 300 лет тому назад. Сейчас она не актуальна и поднимал эту тема никто иной, как Гегель, основоположник материализма, и начинался этот вопрос конкретно с этого. Он задавал вопрос своим оппонентам, доверявшим приборам, «может ли девушка покраснеть в тишине»? Вот что такое покраснеть? Вы этого не видите, значит, что не покраснела!



Хаим СОКОЛ


В данном случае возможно ли такое, что человеческое сознание, язык, отстает от масштаба наших знаний? Мы описываем неописуемое в терминах, понятиях, категориях, которые мы знаем.

Сергей ИВАНОВ


Вот это замечательный вопрос! Это не предмет науки. Это предмет искусства. Вы можете такое в своём воображении создать, некий образ, субъект, который к предмету науки, к объективной реальности, никакого отношения иметь не будет, но это не значит, что искусство обязано отражать природу, явления как таковые. Вы наоборот должны уводить наше воображение за горизонт.

 

 

 

 
LABORATORIA Art&Science Space Москва, пер. Обуха, 3 тел.: +7 495 222 22 11 e-mail: info.laboratoria@gmail.com
дизайн  — Наталья Зинцова верстка — студия дизайна и интернет сервиса МНЕНИЕ Все права защищены