РУС / ENG
PRESS
 
25.09.2009 / Наука и технологии России/ STRF.RU

Эволюция от «кутюр»

С 22 сентября по 8 ноября в выставочном центре Laboratoria,созданном на базе научного физико-химического института им.Л.Я.Карпова, проходит московская биеннале современного искусства, накоторой, увы, нет ни одной работы ни то что столичного, но даже и российского художника. Выразителей модного на Западе течения science art, экспонаты которого нередко рождаются в научных лабораториях, в нашей стране пока нет, да и ценителей немного. Но, как известно, искусство не имеет границ. Дух высокотехнологичной эстетики, представленной в работах австралийских, американских, французских, британских, канадских авторов, постепенно проникает в мир во многом консервативного отечественного искусства. Как уверяет один из организаторов выставки, куратор Калининградского филиалагосударственного центра современного искусства Дмитрий Булатов, в России немало учёных, которые хотят видеть себя на месте художников, инаверняка есть художники, мечтающие работать в русле science art. 

Дмитрий Булатов: «У нас больше говорят об инновациях, нежели эти инновации имеют место быть»

О науке, искусстве и возможности их объединения в России, журналисту STRF рассказал Дмитрий Булатов.

— На выставке представлена коллекция документальных фильмово произведениях искусства,которые в последние годы были созданы художниками с использованием новейших технологий XXI века —искусственной жизни, робототехники, био-и генной инженерии. Это своего рода художественно усложненные представления о жизни. Возникшие, как правило, в лабораториях и частов сотрудничестве с научно-исследовательскими центрами, эти работы становятся воплощением нового типа искусственно организованного времени, которое сочетает в себе знаки существования как живого организма, так и технически воспроизводимого изделия. Однако время самопо себе, длительность, а значит и сама жизнь, не могут быть показанызрителю непосредственно.Поэтому главным жанром постбиологическогоискусства становится техническая документация, в которую входят чертежи, комментарии видеоматериалы к реализованным проектам.

Выставка science-art, этого безумно популярногов зарубежных странах направления, второй раз проходит в России. Значит, растет у нас число почитателей высокотехнологичного искусства...

— Нет, это искусство пока не очень востребовано в России. У нас больше говорят об инновациях, нежели эти инновации имеют место быть.А на Западе science-art действительно находится на пике моды, поскольку поднимает вопросы нового технологического носителя в произведении искусства,то есть отражает дух времени. Вроде все уже привыкли, что есть аналоговые и цифровые технологии, но искусство всегда смотрит чуть дальше, в частности, сейчас предлагает так называемые влажные технологии, то есть сплетение молекулярных технологий и цифровой среды, на стыке которых тоже возможны инновации.

Почему всё-таки Россия невосприимчива к веянию времени?

— Наверное, из-за недостаточно высокого уровня развития технологий. Подсчитано, что у нас отставание от развитых стран составляет порядка трёх технологических поколений, то есть около15 лет. Почему произошёл этот разрыв? Наверное, отчасти его можно объяснить свойствами российского менталитета, в частности,консервативным отношением ко всему новому, в том числе и технологиям.

То же самое можно сказать и применительно к творческой среде.Я не знаюни одного нашего художника, который бы на вменяемом уровне технологий сделал адекватную работу, сопоставимую с произведениями, представленными в этой коллекции. На развитых фестивалях и биеннале современных электронных произведений тоже соотечественников нет. Можно, конечно, сказать, что, если я русский куратор, то обязательно долженпредставитьрусского художника. Но я стараюсь быть объективным.

 «Человек, посмотрев хотя бы некоторые фильмы, экспозиции, сядет иначнёт изучатьпредставленную в них проблематику, ведь она действительно поражаетвоображение, сознание»

Тем не менее вы привезли коллекцию высокотехнологичных произведений в Москву. Зачем, для кого?

— Ну, во-первых, я россиянин и куратор Калининградского филиала государственного центра современного искусства в России. Дляменя очень важно представить своей публике феноменальные результатыработы, проделанной очень известнымив своей области людьми, творчествокоторых наделало много шума во всёммире. В прошлом году подобная выставка, которая называлась «Наука как предчувствие» и проходила на территории Центра современного искусства«Винзавод», всё же не оставила равнодушной московскую публику. Сегодняшнее мероприятие поскромнее, больше ориентировано на еще только формирующееся в этой сфере экспертное сообщество, которое, как мнекажется, могло бы включить в свою картину современного искусстваданноенаправление.

Поддерживаете ли в рамках своего проекта контакты с российскими учёными?

—С российскими учёными работать непросто по причине ихзакрытости,но всё же есть и опыт успешного сотрудничества. В настоящее время мы готовимся запустить совместную программус Екатеринбургским государственным университетом, который очень охотно пошёл на контакт. Им даже рассказывать ничего не пришлось, они сказали, что все уже знают, и готовы сотрудничать. Думаю, вскоре и другие институты, университеты начнут проявлять интерес к нашему проекту. Ведь многие учёные в душе хотят поместить себя на место художников, а мы как раздаём им такую возможность.

Что даёт обычному человеку такое искусство?

—Я, конечно, не верю, что показанные здесь работы накачают человеказнаниями, но считаю, что они могут дать импульс. Человек, посмотрев хотя бы некоторые фильмы, экспозиции, сядет и начнёт изучать представленную в них проблематику, ведь она действительно поражает воображение, сознание. Это тот спусковой крючок, который надо нажать,чтобы пробудить в человеке интерес ко всему, что связанос наукойи технологиями.

А что из представленного на выставке поражает ваше воображение?

—Разумеется, я необъективный человек, и у меня есть свои предпочтения.На мой взгляд, одна из самых выдающихся вещей —совместная работа австралийской лаборатории «Симбиотика» с американским учёным Стивом Поттером «Нейроны крысы — робот-живописец», эдакая робокрыса-художник.Основа её такова: учёные и художники соединили с роборукой нейроныкрысы, и получившиеся чудо начало воспринимать окружающий мир. Робокрыса может живописать то, что видит. Вот такая идея — создать не просто графику или живописную картину, а именно художника, —показалась мне безумно интересной.

 «На Западе science-art действительно находится на пике моды, поскольку поднимает вопросы нового технологического носителя впроизведении искусства, то есть отражает дух времени»

Понятно,что в каждой работе заложен какой-то свой глубокий смысл. Но, наверное,можно сказать и об общем настроении современного творчества science art...

— Скорее, это предупреждение миру, цивилизации. Практически все работы в русле science art обращают внимание как на позитивный, таки на негативный посыл технологий. Взять, к примеру, фильм голландца Флориса Кайка, который рассказывает о возможных последствиях развития технологий, илиту же робо-крысу. Искусство и философия ХХ века убедительно доказали нам, что технологии —очень своеобразная штука. На первых порах она нам кажется полезной, а потом начинает урезать нашу степень свободы, в связи с чем становится довольно опасной. Вот эта последовательность превращения человека в раба технологий прослеживается во многих работах, сделанных на стыке науки и искусства.

Наверное, организация выставки шедевров современного высокотехнологичного искусства — довольно дорогое мероприятие...

—Да, дорогое. Нам посчастливилось получить финансирование от фонда Форда и, чему я особенно рад и благодарен, поддержку российского фонда некоммерческих программ Дмитрия Зимина, который оценил полезность такого симбиоза науки и искусства. Надеюсь также, что инвесторы останутся довольны каталогами и изданиями, выпуск которых приуроченк выставке. Как фанат дорогой качественной полиграфии, могу сказать,что всё сделано безупречно.

 


 

оригинал статьи


Автор: Наталья Быкова

 
LABORATORIA Art&Science Space Москва, пер. Обуха, 3 тел.: +7 495 222 22 11 e-mail: info.laboratoria@gmail.com
дизайн  — Наталья Зинцова верстка — студия дизайна и интернет сервиса МНЕНИЕ Все права защищены